(Ярмарки в Мордовии и на территории Покровского края)

«Где двое, там рынок, трое – базар, семеро – ярмарка»

(Ярмарки в Мордовии и на территории Покровского края)


                                                                                                                                      


Изучением родного края учащиеся нашей школы занимаются довольно давно. Чем больше мы работаем, тем больше возникает вопросов, на которые хочется найти ответы. От старожилов села мы слышали, что в селе Знаменское Покровского сельского поселения в недалеком прошлом проводились ежегодные ярмарки. Изучение этого вопроса и привлекло наше внимание.
Предметом исследования данной работы являются ярмарки, проводившиеся на территории нашего края, Мордовии, России.
 Цель работы – изучить историю проведения ярмарок в России и выявить связи между общероссийскими, мордовскими и ярмарками нашего села.
Автор работы  ставит перед собой задачи:
- познакомиться с краткой историей проведения ярмарок в России;
- изучить историю мордовских ярмарок;
-рассмотреть вопросы  влияния географического положения территории на развитие хозяйства;
-выяснить, как проходили ярмарки на территории края, где мы живем;
-проанализировать возможности развития ярмарочного движения в России в будущем.
Задачи свои считаем важными, так как каждый человек должен знать историю своего родного края, своей малой Родины.  Кроме этого, вопрос изучения истории ярмарок важен ещё и потому, что в настоящее время  вновь возрастает их роль в хозяйстве России.  Интересным также является и тот факт, что именно в нашем селе проходили ярмарки. С чем было связано проведение торговли именно в этом селе?
Исследования проводили осенью-зимой  2010-2011 года в ходе работы с архивными материалами, историческими источниками, бесед со старожилами села.


1.          Из истории проведения ярмарок 
                На российскую экономическую, общественную и культурную жизнь   большое влияние оказывали ярмарки. Они имели давние традиции, восходящие ещё к средневековью.
«Где двое, там рынок, трое – базар, семеро – ярмарка». Это изречение, дошедшее до нас из глубины истории, может, даже,  навести на мысль, что само слово «ярмарка»  русского происхождения. Но его германские корни очевидны – janrmarkt, ежегодный рынок. Именно так с Х века в Европе стали называться места периодических съездов торговцев и привоза товаров. Такие места съездов существовали в Германии, Италии, Испании, во Франции, в Англии. Ярмарки были связаны между собой, следовали одна за другой - и во времени и в пространстве. Уже к XI – XII веку они стали не только местом оптового торга, но и главным каналом международной торговли. Эту роль они сохраняли до конца XVIII века.
Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся  к XVI веку, но, скорее всего, они существовали и раньше. По В.И.Далю, «ярмарка – большой торговый съезд и привоз товаров в срочное  в году время, годовой торг, длящийся неделями». Конечно же, они были известны издавна, только назывались иначе – торжки, торги. На одном из таких торгов, на реке Мологе при городке Холопьем и побывал путешествовавший по России в начале XVI века немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн. Поэтому в своих «Записках о московских делах» он назвал этот торг привычным для себя словом  janrmarkt - «ярмарка».
                В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки – Макарьевская, перенесённая позднее в Нижегородскую и Ирбитская.  Первая из них ведёт своё начало с XVI века и, благодаря своему счастливому географическому положению, вскоре приобрела всероссийскую известность и стала производить громадные обороты, особенно после перенесения её в Нижний Новгород (1817).
                В старой России ежегодно устраивалось множество ярмарок. Они различались по профилю (хмелевые, лесные, конные, степные, так называемые скотские), по продолжительности (от 1 до 30 дней и более), по значению.
                Петербургская «Торгово-промышленная газета» - прабабушка отечественной деловой печати – регулярно публиковала прогнозы своих экспертов по наиболее крупным отраслям ярмарочной торговли, следила за её ходом, подводила итоги сезона, выявляла «анормальности», сообщала о новых веяниях.
                Мы признательны добротной российской статистике, сохранившей информацию о состоянии ярмарочного дела в стране к концу прошлого столетия. Так, например, в  1894 году в России было проведено более 18 тысяч ярмарок с оборотом 1100 млн. рублей. Среди них однодневные ярмарки составили более 64%, длившиеся 2-7 дней – 32,6%, остальные продолжались более недели. Ярмарки были весьма различны по размаху. При этом именно на мелкие, розничные (привоз товаров до 10 тысяч рублей) приходилась основная масса (70%) всего ярмарочного оборота. Средние, оптово-розничные, давали ещё 25%. Немногочисленные крупные оптовые ярмарки, привлекавшие особое внимание, не имели большого значения в этом смысле.
                Важно учитывать, что ярмарки, помимо своей главной функции (место торговли), играли важную роль в обмене информацией, знаниями и опытом людей, приехавших из различных регионов страны, и эта функция доминировала как раз на крупнейших ярмарках. Очень часто выставки, особенно крупные, являлись одновременно и ярмарками, и наоборот. Поэтому и оставили такой след в истории страны наиболее богатые ярмарки: Нижегородская, Ирбитская, Крещенская (в Киеве), Пермская, Оренбургская, Покровская (в Харькове), Макарьевская (в Костроме), Верхнеудинская, Минусинская, Козьмодемьянская, Барнаульская, Ишимская …
                История ярмарок в России закончилась с революцией. Попытки возродить их предпринимались во времена НЭПа – в 1926 году в РСФСР было проведено 7 тысяч  ярмарок. Но, как говорится в первом издании Большой Советской Энциклопедии, «по мере усиления планового начала в торговле и с развитием торгового  аппарата  обобществленного сектора, всесоюзные и республиканские ярмарки утратили свое значение как центры  сбыта и закупки товаров».
                В последние десятилетия советского периода проводились межрайонные и межреспубликанские ярмарки. Но, кроме названия, они имели мало общего с традиционными российскими, поскольку являлись, по существу, местом заключения сделок между государственными предприятиями, производящими товары, и государственными же торговыми организациями.
                Традиционные российские ярмарки – торги и торжища с непременным народным весельем, казалось, канули в Лету. С ними люди не просто лишились привычных способов удовлетворения своих хозяйственных нужд. Одновременно для них исчезли среда приобщения к народным обычаям, праздникам с играми, забавами, песнями. В результате был нанесен непоправимый урон национальным традициям.
                                                     
2.          Мордовские ярмарочно-базарные торги 
                Торговля Республики Мордовия имеет многовековую историю, о чём свидетельствуют клады русских серебряных монет у с. Паракино (14-15 вв.), на реке Цне, у ст. Арзамас и др.  В документах 1410 -17, 1423 и 1425 годов упоминаются торги и «мытни» по реке Суре.  
                В 16  - 17 веках на территории мордовского края, как и по всей России,  были распространены сельские ярмарки и торжки, на которые собирались  «наезжие разные торговые люди» для скупки и продажи сырья и изделий деревенских мастеров.  Ярмарки и торжки проводились раз в неделю, в праздничные дни у монастырей, в крупных населенных пунктах. Многие торги благодаря выгодному географическому положению приобретали межрегиональное значение: на торг в слободу Пурдошевского монастыря съезжались купцы из Мурома, Владимира, Кадома, Новгорода, Пскова, Твери, Рязани, Казани и других городов. Продавали продукты  земледелия, животноводства, бортничества, рыболовства, охоты.
Значительную роль в торговле играли города. В 17-18 веках мордовский край стал составной частью складывавшегося всероссийского рынка, а Саранск, Темников, Краснослободск, Инсар – крупными центрами ярмарочной торговли. В 1726 году, как показывает «Перечневый табель», в Саранске было продано: ржи – 60080, муки ржаной – 19736, овса – 10064, мёда – 5912, сала – 2620 пудов, овчин – 2064 штук, кож разных – 3910, циновок и кулей рогожных – 15720, ложек деревянных – 23 тыс.штук, рукавиц из кожи – 1 тыс.пар.
                Базарно-ярмарочная    торговля развивалась и в сельской местности. В некоторых крупных сёлах кроме ярмарок и еженедельных базаров были открыты постоянно действующие торжки. В Саранском уезде, например, их было более 10. Зажиточные крестьяне  занимались также мелкой торговлей (коробейники, офени), открывали мелкие лавки и кабаки. Торговали хлебом, мёдом, мясом, вином и др. товарами в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и  Новгороде Великом. На местных рынках частыми гостями были торговцы из Москвы и других  городов России.
                Самой крупной в 19 веке была Саранская  ярмарка, куда съезжались купцы и промышленники из разных губерний. Она называлась Ильинской, потому что пошлины и сборы с торговли в городе взимал Ильинский монастырь. Она также называлась Спасской, так как была приурочена к престольному празднику и открывалась 16 августа в день Спаса нерукотворного, престол которого находился в главной церкви города – Спасском соборе.
                Одним из основных продуктов ярмарочно-базарной торговли был хлеб. Торговали также спиртом, пенькой, холстом, ситцем, изделиями из чугуна и дерева.
                В конце 19 века на территории мордовского края действовало около 60 ярмарок с ежегодным оборотом до 2 млн. рублей и около 200 базаров.
                Развитие капиталистических   отношений  вело к изменению форм и методов торговли. Если в 19 веке в крае преобладала ярмарочно-базарная торговля, то к началу ХХ столетия стала расширяться сеть постоянных ларьков и магазинов. 
                            
3.          Ярмарка в селе Знаменское
Всем известно, что физико- и экономико-географическое положение территории имеет огромное значение для её хозяйственного развития.
                Особое влияние на уровень развития территории оказывают транспортные магистрали, проходящие по ней, или же удаленность от крупных дорог.
                Село Знаменское располагалось на крупной трассе, имеющей российское значение, на трассе, соединяющей село с уездным центром – городом Ардатовом. Эта трасса шла дальше в Алатырь, Казань. Поэтому, благодаря выгодному экономико-географическому положению село развивалось, численность населения составляла  786 человек (1910г.). Здесь были все условия для развития торговли. Тем более, что в соседнем селе Покровское уже существовал ранее центр торговли.
            Во все времена крестьянское хозяйство  не могло нормально функционировать без развития различных видов промыслов и торговли. Всегда была  потребность в открытии местных Торжков. Например, в 1663 году «алаторцы и атемарцы» обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу об открытии Торжка в селе Покровском Алатырского уезда. «И в прошлом в 171 (1663) году били челом алаторцы и атемарцы, дворяне и дети боярские, и попы, и мурза, и мордва, и помещиковы крестьяне, чтоб … государю, пожаловати их, велят Торжку быть в Олаторском уезде в селе Покровском»1.
            Позднее в 19 веке в Мордовии стали формироваться и другие сельские центры торговли, которые обычно располагались на важных торговых трактах. Сложилась определенная специализация базаров по видам товаров и сезонности торгов.
            Ярмарки и базары, по сведениям «Списка населённых мест Симбирской губернии за 1859 год» проводились в селениях Алашеевка, Знаменское, Керамсурка, Козловка, Лобаски, Тетюши, Троицкие Дубровки (с. Троицкое), Паранеи.
            По разрешению губернатора в городах и сельской местности устанавливались единые дни проведения ярмарок и базаров.  Ярмарка в Алашеевке проводилась 26 июня, Знаменском – 29 июня, Керамсурке – 8 июля, Козловке – 1 июля, Лобасках – на Вознесенье, Тетюшах – 2 ярмарки – на 10-й неделе после Пасхи и осенью – 26 сентября по старому стилю.
            Используя материалы труда  отца и сына Марискиных, мы узнали, что в 1908 году на ярмарках г.Ардатов было продано товаров на общую сумму 21 тысяча рублей, с.Параней – 2500 рублей, с. Русские Дубровки – 3500 рублей, с. Тетюши – 6400 рублей, с. Знаменское – 8000 рублей.
            Можно видеть, что доход с ярмарочной торговли в селе Знаменское значительный и превышает доходы других сельских ярмарок.
            Ярмарка  в селе Знаменское Ардатовского уезда Симбирской губернии проводилась в четко определенный день (как и в других населенных пунктах) – 29 июня. По продолжительности это была однодневная ярмарка, по профилю – степная, по размаху – мелкая розничная, где привоз товаров составлял на сумму до 10 тысяч рублей. Такие ярмарки, кстати, давали до 70% ярмарочного товарооборота.
            Проводилась ярмарка на церковной площади села  Знаменское.
            В день проведения ярмарок село преображалось. К ним жители готовились заранее: проводили уборку улиц, площадей перед церквями, устраивали торговые ряды из лубочных шалашей, для потехи детей и молодежи – карусели и качели. В дни проведения ярмарки пестрело в глазах от празднично одетой толпы. Красивую и нарядную одежду надевали не только молодые девушки и парни, но и  пожилые. На ярмарке продавалось все то, что производилось в помещичьем и крестьянских хозяйствах: хлеб, мука, скот, мясо, сало, мёд и другие продукты; изделия домашнего промысла: телеги, колеса, хомуты, дуги, сани, сохи, грабли, лопаты и другой сельхозинвентарь; самая разнообразная глиняная и деревянная посуда. Не одна ярмарка не могла обойтись без легкой и удобной обуви – лаптей.
            Приезжие купцы или их приказчики оптом покупали у крестьян хлеб, скот и другие товары.
            У крестьян спросом пользовались рыба, сахар, соль, платки, ленты, бисер, бусы, серьги, кольца и другие украшения. Продавцы не забывали и о детях: продавались сделанные мастерами-умельцами деревянные игрушки. Но особой популярностью пользовались изделия горшечников, ярко выкрашенные «петушки-свистушки».
            Ярмарки имели огромное значения для развития села Знаменское.
                В 1917-1920 годах, по многочисленным причинам,  была нарушена традиционная система товарообмена, в том числе был положен конец ярмарочной торговли в нашем селе.
                  
4.    Ярмарки и современность 
        Традиция проведения ярмарок  стала возрождаться  в 1990-е годы. Не малый вклад в это дело внесли и ярмарки мёда, первая из которых состоялась в 1995 году. Так же, как и издревле эти мероприятия предполагали шумное народное гуляние, бойкий торг и хорошее настроение. Так, 22 Всероссийская ярмарка мёда в Царицыно была организована недалеко от парка, что позволило всем посетителям совместить приятное с полезным: подышать свежим воздухом, погреться на солнышке и запастись на долгое время душистым сладким мёдом.
            Традиция сельскохозяйственных выставок-ярмарок возрождается на ежегодных  ярмарках «Российский фермер».
            Это весьма многогранное  мероприятие – выставка достижений отечественного и зарубежного  сельхозмашиностроения – новейшего оборудования по переработке сельскохозяйственного сырья; площадка для розничной и оптовой торговли продукцией, произведенной фермерскими и другими хозяйствами, а также инвентарем и саженцами плодовых деревьев; место проведения разного рода симпозиумов, конференций, «круглых столов» и многое другое.
            Для того, чтобы представить масштабы данного явления, можно привести некоторые цифры. В 8-й ярмарке, прошедшей осенью 1999 года принимали участие более 800 предприятий и организаций многих регионов России и зарубежные формы из десятков стран. Тысячами тонн измеряется продовольствие, закупленное здесь петербуржцами. Наблюдатели насчитали  до 200 наименований  продовольственных товаров, предложенных покупателям. Растительное масло из Ростовской и Волгоградской областей, кубанские овощи, знаменитые астраханские арбузы, не менее знаменитое вологодское сливочное масло, башкирский, алтайский и кавказский мёд, брянский и псковский картофель, мука из хлебных регионов  и т.д. Качество - высокое, вкус – отменный, цены -  ниже рыночных.
            Отсюда столь большая популярность ярмарки и увеличение с каждым годом числа её участников и гостей – покупателей. Более миллиона жителей северной столицы посетили ярмарку за неделю (по этому показателю она значительно превзошла все предыдущие). Однако даже эти цифры  далеко не отражают  значения фермерских  выставок-ярмарок  для развития аграрного  сектора страны,  формирования многоукладной экономики, возрождения лучших национальных российских традиций.
            Многие, если не большинство фермеров и других сельскохозяйственных товаропроизводителей едут на ярмарку не столько за тем, чтобы продать тонну-другую сыра или колбасы, машину арбузов или помидоров, сколько для оценки конъюнктуры и получения важной коммерческой информации о том, что завтра сажать, сеять, а также для расширения связей в деловых кругах и подбора потенциальных партнеров.
            Ярмарка хоронит миф и деградировавшей деревне, спившихся крестьянах, демагогию недобросовестных политиков и публицистов о сельском хозяйстве как о «черной дыре», неспособной к какому-либо прогрессу. Для многих оказалось неожиданность, что наше продовольствие лучше импортного. Мало того, с каждой ярмаркой возрастает интерес к российской продукции со стороны западных партнеров.
            Доказательно и другое открытие, сделанное благодаря ярмаркам. Сравнивая представленные на них отечественные машины и перерабатывающие комплексы с зарубежными аналогами, специалисты видят, что далеко не все наше уступает  заграничному – нередко бывает как раз наоборот. К тому же цены на российское оборудование всегда ощутимо ниже.
            Участие в ярмарках зарубежных фирм, специалистов и гостей способствует укреплению связей наших фермеров с зарубежными коллегами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий