О первом директоре Покровской школы

О первом директоре Покровской школы



                                                                                         2                      Мордовия –  часть великой России. У неё интересная история. Природа Мордовии красива. Плодородна земля мордовская. Но главное её богатство – люди. Люди, которые день ото дня делают её еще богаче и краше.
         В каждом селе нашей республики есть люди, имена которых никогда не забудутся. В нашем крае таких людей очень много. Одним из них является первый директор нашей Покровской школы, построенной в 1968 году, - Казаков Виктор Николаевич.
Предметом исследования данной работы является жизнь и деятельность замечательного человека, который многое сделал для развития образования в нашем крае.
  Целью данной работы является изучение истории нашей школы.
Автор работы совместно с соавтором ставят перед собой задачи:
-расширение знаний об историческом прошлом села Покровское;
-познакомиться с историей развития образования в нашем селе;
-сбор материалов о жизни и деятельности нашего земляка – первого директора школы;
-формирование определённых умений и навыков работы с архивными материалами.
 При написании настоящей работы использовались источники, в которых раскрываются вопросы открытия в селе Покровском образовательного учреждения, а также архивные материалы.        
Исследования  мы  проводили в течение 2006-2007 гг., работая с краеведческой литературой, беседуя с жителями села, ветеранами педагогического труда, бывшими выпускниками Покровской школы, которые учились в годы работы Казакова В.Н. в школе. Встречались с его женой, учительницей начальных классов, которая многие годы проработала в нашей школе и сейчас находится на заслуженном отдыхе – Казаковой Лидией Ивановной. Интересовали нас и воспоминания его детей, с каждым из которых нам удалось поговорить.
История жизни и деятельности первого директора нашей школы интересна. Она тесным образом связана с историей образования в Мордовии и России.
Глава 1. Из истории открытия в селе Покровском двухклассного училища.
         В первой половине 19 века   в Ардатовском и Алатырском уездах Симбирской губернии народных школ было мало.
      Большую роль в просвещении народов Поволжья   в 60-80 гг. 19 века сыграл Илья Николаевич Ульянов, занимавший сначала должность инспектора народных училищ, а с1874 г. – директора училищ Симбирской губернии.                                                                        
   И.Н.Ульянов изучает состояние образования  и намечает конкретные меры по расширению сети народных училищ. Наметив проведение этих мероприятий, он прилагает  немало усилий для их выполнения. Но открытие того или иного училища было сопряжено с огромными препятствиями. Примером этому служит дело об открытии народного училища на капитал, пожертвованный генерал-майором в отставке Д.Н.Дуровым. (Дуров Дмитрий Николаевич родился 6 января 1791 года в селе Покровское в имении своего отца. На военной службе он получает генеральский чин. После своей отставки Д.Н.Дуров долгое время живёт за границей, где и умирает в Ницце в 1867 году).
         После смерти Дурова весь капитал в сумме 29400 рублей должен был использоваться на устройство училища в селе Покровское. Дуров был одним из прогрессивно настроенных людей, понимавших пользу просвещения.
         По его желанию на оставленный капитал должна быть построена школа на следующих началах: обучение детей крестьян школьного возраста независимо от пола, национальности и вероисповедания, без внешней аристократической обстановки.
         Но, следуя традициям своего времени, Дуров считал, что главным мерилом нравственности человека является его религиозность.
         По его мнению, религиозность передавала детям нравственные нормы поведения, обычаи и традиции народа, помогала государству воспитывать гражданские чувства. Поэтому он настаивает в своём завещании на религиозном воспитании будущих учащихся Покровского училища.
         Большое внимание в завещании уделялось дальнейшему развитию талантов учащихся: наиболее даровитые ученики должны получать более высокое образование, расти патриотами своей Родины и стать «на места Пожарских, Мининых, Ломоносовых».
         В своём стремлении дать образование как можно большему количеству населения, независимо от его национальности, генерал имел в лице И.Н.Ульянова горячего сторонника открытия школы в селе Покровском. Но это стремление сразу же наткнулось на целый ряд препятствий. Завещанные на школу деньги были отданы генералом в долг под ипотечное обеспечение в Варшаве. Следует длительная переписка, пока, наконец, деньги не были взысканы.
         В период судебных тяжб с варшавскими купцами Симбирский училищный совет просит министерство народного просвещения взять это дело в свои руки. Илья Николаевич Ульянов становится доверенным лицом Ардатовского земства и ведёт все документы этого дела. С его помощью деньги с купцов были получены.
         Однако возникает новое препятствие. Сестра покойного генерала, Варвара Баркова, заявила свои права на капитал. Снова длительная судебная тяжба. Барковой в её претензиях было отказано. Деньги, это можно узнать из письма И.Н.Ульянова в Ардатовскую уездную земскую управу от 23 сентября 1882 года (двадцать восемь тысяч семьсот двадцать четыре рубля двадцать пять копеек), получены и внесены на текущий счёт в Симбирское отделение государственного банка, где эту сумму поместили в государственные процентные бумаги.
         Казалось бы, теперь все препятствия были устранены и открытие училища в селе Покровском – дело ближайшего будущего. Но волокита продолжалась. Министерство народного просвещения под предлогом окончательного выяснения и разрешения вопроса о том, какая именно школа должна будет открываться в селе Покровском, и какого рода дальнейшее образование будут получать особенно даровитые ученики, претендующие на стипендию, всячески тормозило открытие школы.
         И.Н.Ульянов был сторонником открытия в с. Покровском школы с курсом выше обычного начального училища. По-видимому, он имел в виду двухклассное повышенное народное училище. И опять идёт бесконечная переписка, занимающая массу времени. Под влиянием И.Н.Ульянова Ардатовское  земское собрание высказало своё предположение о том, чтобы в селе Покровском «открыть школу с программой двухклассного училища, которая, по мнению управы, будет скорее других каких-либо школ соответствовать потребности в более основательном образовании, так как из процентов на капитал при расходах на содержание до 1200 рублей в год получается возможность к образованию ещё стипендий для лучших учеников школы в других учебных заведениях, как, например, в учительских семинариях и институтах, куда, скорее всего, по программе данной школы могут поступить ученики»1.
         Но училище в Покровском так и не было открыто при жизни Ильи Николаевича Ульянова. И ещё долго во всех правительственных инстанциях ходило дело об открытии училища в селе Покровском. Волокита и бюрократизм были, пожалуй, наиболее трудными препятствиями в работе по открытию народных училищ среди мордовского народа.
         Лишь в 1903 году, т.е. через 35 лет после завещания Дуровым своего капитала, у нас было открыто двухклассное училище (рис.1). Через несколько лет Ардатовское земство возбудило дело об открытии вместо него в с. Покровском сельскохозяйственной школы, как наиболее соответствующей пожеланиям генерала Дурова и самого населения. Пройдя все инстанции, оно в 1916 году подаёт прошение царю, чтобы хоть он разрешил этот вопрос. Но царь не успел ответить земству.
--------
1 ЦГА МАССР, ф. 62, о. 8, д. 3, л.46-47.
Глава 2. Об открытии нового здания школы
         Школа, построенная по инициативе И.Н.Ульянова, и до настоящего времени сохранилась. Это самое старое здание на территории нашего сельского совета. Наша старая школа – исторический памятник края, всего Атяшевского района, да и всей нашей республики.
         В настоящее время она требует капитального ремонта. Если бы люди немного постарались, она долго бы еще им служила. Но пока никому нет никакого дела до неё.
         Замечательная была школа. Много поколений покровских ребятишек выпустила она из своих стен. Руководитель данной работы также начинал учиться в её стенах.  Она хранит в своём сердце добрую память об этой школе.
         65 лет было нашей школе, когда в 1968 году рядом с ней распахнула свой двери новая школа (рис.2).
         В её строительстве принимали участие все жители нашего края – от мала до велика. Проект будущего здания школы подготовил учитель труда, мастер своего дела – Лукьянов Евгений Сергеевич. Учащиеся школы совместно с учителями постоянно трудились, помогая возводить стены будущего здания новой школы.
         Огромную помощь школе в те годы оказывал колхоз «Россия»
В 1964 году председателем колхоза был избран Николай Григорьевич Барсуков. Это были лучшие годы  для нашего села. В 1968 году распахнула свои двери новая школа, в 1971 году построено новое здание Покровской участковой больницы. Были построены тёплая ремонтная мастерская, магазин в деревне Старое Баево, складские помещения, коровники и другие хозяйственные помещения.
Но основная тяжесть  пала, конечно же, на плечи её директора – Казакова Виктора Николаевича. Он был последним директором старой школы и стал первым директором нашей новой школы.
Глава 3.  Из биографии первого директора
         Казаков Виктор Николаевич (рис.3) родился 27 августа 1927 года в деревне Старое Баево Покровского сельского совета Козловского района Мордовской АССР.
         Родился он в многодетной крестьянской семье. Со дня организации колхозов его родители были приняты в его члены, где и проработали всю свою жизнь. Отец – Николай Павлович погиб в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. На войне погиб и старший брат Михаил Николаевич, 1923 года рождения.
Мать одна воспитывала детей, как это делали многие женщины того времени.
В 1935 году, когда ему исполнилось восемь лет, Виктор поступил учиться в Старо-Баевскую начальную школу. После её окончания в 1938 году он продолжает учебу в Покровской семилетней школе. В 1941 году окончил школу.  В 1944 году поступает в Козловское педагогическое училище. После окончания училища в 1947 году  начинает работать учителем начальных классов в Ведянской семилетней школе. Там он работает с 5 ноября 1947 года по 20 мая 1948 года. Затем Виктор Николаевич был переведён в Безводнинскую семилетнюю школу Козловского района для работы учителем математики. С 15 августа 1948 года по 30 октября 1949 года он работал в 5-7 классах вышеназванной школы. 1 ноября 1949 года  вновь переведён теперь уже в Козловскую среднюю школу в качестве учителя физики и математики 5-7 классов. В этой школе он работает до 1 сентября 1952 года. А уже с 1 сентября 1952 года он работает учителем математики в 5-6 классах Тархановской средней школы. Проработал он здесь до 1954 года.
15 августа 1954 года Виктор Николаевич назначается директором Безводнинской семилетней школы, он возглавляет её по 15 августа 1955 года.
1 сентября 1955 года его переводят в Покровскую восьмилетнюю школу и назначают директором нашей школы. Кроме этого, он ведёт часы истории.
 В 1949 году Виктор Николаевич поступает на первый курс Мордовского педагогического института, в 1957 году переведён в Мордовский госуниверситет на исторический факультет. В 1964 году он окончил полный курс названного университета и решением Государственной экзаменационной комиссии от 3 февраля 1964 года ему присвоена квалификация учителя истории средней школы.
 1 сентября 1968 года было открыто новое здание школы. В 1973 году Виктор Николаевич был переведён из школы в сельский совет  на должность председателя Покровского сельского совета.
В 1979 году он погибает в полном расцвете творческих сил.
Глава 4. Немного о семье Казакова Виктора Николаевича
         В 1949  году Виктор Николаевич женился на Чабулиной Клавдии Ивановне . У них в 1950 году родилась дочь Валентина. Но вскоре его жена погибает.  В 1953 году он женится на сестре своей погибшей жены – Чабулиной Лидии Ивановне (рис.4). В 1954 году у них появляется дочь Татьяна. В 1959 году родился сын Валерий (рис.4).
         Старшая дочь Валентина  после окончания школы поступает на факультет иностранных языков. Всю свою жизнь она работала в школе, преподавая иностранный язык детям. У неё есть семья – муж и двое взрослых теперь уже детей. Дети тоже получили высшее образование.
         Вторая дочь – Татьяна (рис.5) не пошла по стопам родителей. Она получила профессию фармацевта и в настоящее время работает в одной из аптек города Саранска. Замужем.
         Сын Валерий не пожелал учиться, получил профессию шофера и всю жизнь работает. Женат, у него трое взрослых детей. Живут в городе Нижнекамске.
         Его вторая жена – Лидия Ивановна на пенсии, живёт в деревне Старое Баево, но дети не забывают свою мать и постоянно её навещают.
          Отец Виктора Николаевича – Николай Павлович, 1893 года рождения - как уже было упомянуто выше, погиб в 1943 году.
Мать – Ефросинья (рис.6) - пережила своего сына и умерла в глубокой старости.
         Сестра Надежда последние годы жила со своей матерью. Погибла, не дожив до старости.
         Сестра Мария, в замужестве Галкина, воспитала вместе с мужем троих детей, дожила до пенсии, но вскоре умерла от болезни в 1994 году
         Сестра Екатерина (рис.6) самая младшая в семье. Она – врач, в настоящее время на пенсии. Она осталась одна из всех сестёр и братьев Виктора Николаевича.
         Старший брат Михаил, как было написано выше, погиб в годы Великой Отечественной войны.
         Брат Степан жил и работал в Свердловской области,  там же и похоронен.
         Брат Василий (рис.6)  умер совсем недавно в 2005 году.
Заключение
         Мордовия – небольшая по площади частица нашей великой Родины – России. За годы своей истории она превратилась из отсталого аграрного района в один из индустриально-аграрных регионов Российской Федерации. С каждым годом в нашей республике происходят изменения, свидетелями которых мы с вами являемся.
         Все достижения стали возможны благодаря труду тысяч людей. И одним из них является наш земляк, уроженец деревни Старое Баево, первый директор школы в селе Покровское Казаков Виктор Николаевич (рис.7).
         Ничем особенным не отличался этот человек от других людей. Просто он жил и работал, отдавая всего себя без остатка. Поэтому и живёт он в памяти людей, а его фотография висит на самом видном месте в нашей школе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий